ЕХБ г.Звенигород

Задать вопрос пастору

Edit Template

Ель как символ Рождества и Нового года

Рождественское дерево в истории и традициях

В Новом Завете нет упоминаний о традиции наряжать дерево для празднования Рождества Христова. Однако деревья играли важную символическую роль в различных контекстах христианства. Например, при Входе Господнем в Иерусалим люди приветствовали Иисуса с пальмовыми ветвями. Пальма в христианской культуре стала символом победы над смертью и триумфа жизни.

На Гавайях пальма до сих пор используется как рождественское дерево, а в американском штате Флорида культивируется особый вид под названием «Рождественская пальма». Своё название она получила благодаря ярко-красным плодам, которые созревают к декабрю, украшая дерево естественным праздничным декором.

Происхождение традиции рождественской ели

Первые упоминания рождественской ели находят в древней германской легенде о Святом Бонифации. Этот святой, проповедуя христианство, срубил священное Древо Одина (или Тора), символизировавшее языческие верования, чтобы показать бессилие ложных богов. Считается, что из корней срубленного дуба выросла пихта, которую Святой Бонифаций назвал «пихтой христианства». Этот символизирует возрождение веры, победу христианства над язычеством и новую жизнь.

Сегодня рождественская ель — это неотъемлемый элемент праздника, наполненный глубокими символическими смыслами и радостью.

Дерево, устремленное в небо

Бонифаций

724 г. после Р.Х.

Канун Рождества 724 года. Месяц ясно освещал деревья, покрытые снегом, разбросав миллиарды алмазов на их ветвях. По не запятнанной белизне медленно продвигалась группа людей. Впереди шел Бонифаций, их главный, прокладывая путь в глубоком снегу. По его следам передвигались по одному его товарищи, пришедшие в Германию. Это были миссионеры.

— Не пора ли разбить лагерь на ночь? — спросил один из них. Они все остановились, чтобы перевести дыхание.

— Нет, — ответил Бонифаций. — Нынешней ночью нас ждет важная работа. Ведь сегодня праздник, и люди, живущие в лесу, соберутся у громадного дуба для поклонения своему богу — Тору. Они совершат жертвоприношения. Нам надо добраться туда, чтобы сломить злую силу, которую этот бог имеет над ними.

Небольшая группа людей заторопилась вперед по глубокому снегу. Наконец, они увидели отблески красного зарева. Перед огромным дубом пылал костер. Подойдя поближе, они увидели большое сборище людей, сидящих полукругом у костра. В благоговении перед своим богом их лица были обращены к священному дубу. Эти люди были одеты в белоснежную одежду. Нечто особенно важное должно было произойти.

Бонифаций и его друзья осторожно подошли поближе. Шаман в длинной рясе стоял перед собравшимися людьми с поднятыми вверх руками.

— Этой ночью умирает солнце, — нараспев монотонно повторял он. — Это время тьмы. Тор, бог грома и войны, живущий в этом дубе, показывает, что он зол на нас. Наш урожай погиб. Волки растерзали наших овец. Враги разгромили нас в битве. Мы должны вновь напитать кровью корневища священного дерева Тора.

Приглушенный гул одобрения пронесся в толпе.

Шаман поднял голову и воскликнул:

— Тор требует от вас в жертву самое лучшее, самое дорогое.

Он прошел к месту, где, собравшись у огня, сидели дети. Шаман возложил руки на голову маленького Асульфа, сына вождя племени. Маленький светловолосый малыш, всегда звеневший веселым смехом, был любимцем племени.

— Вот избранник, — сказал шаман. — Он один может избавить вас от греха. Отец и мать Асульфа замерли в ужасе, а собравшиеся издали звук, подобный вздоху, когда шаман повел маленького принца Асульфа к большому камню перед костром.

Бонифаций и его друзья стояли за деревьями, следя за происходящим. Бесшумно Бонифаций подошел поближе. Шаман приказал маленькому мальчику стать на колени. Затем он высоко взмахнул молот бога Тора.

Но в тот момент, когда молот опускался на голову мальчика, Бонифаций схватил его сзади.

— Нет! — закричал Бонифаций. — Нет, эта жертва бессмысленна! Бог неба и земли не зол на вас и послал Своего Сына умереть за вас! И Он хочет вам что-то сказать.

Люди вскочили. Некоторые из них так разозлились, что хотели убить Бонифация за то, что он прервал жертвоприношение. Другие же были вне себя от радости, что их маленький принц был спасен.

Вождь племени прекратил шум.

— Какое слово хотел сказать нам Бог, о Котором ты только что упомянул? — спросил он у Бонифация.

— Это слово — любовь, — ответил Бонифаций. — Иисус, Сын Бога, родился этой ночью, чтобы стать Спасителем всего мира. Силы зла сломлены. У Тора нет власти.

Бонифаций указал на огромный дуб.

— Вы говорите, что это дерево Тора, — сказал он. — Посмотрите, сможет ли он защитить его?

Бонифаций знаком показал своим помощникам. Они быстро вышли вперед со своими топорами и стали отсекать куски старого дуба. Люди испугались. Шаман что-то сердито бормотал: «Могущественный бог Тор, без сомнения, сразит этих людей за то, что они ломают его дерево».

Но ничего этого не случилось. Ничто не нарушило тишины леса, кроме стука топоров. Наконец, могучее дерево свалилось на землю.

— Ваш бог мертв! — воскликнул Бонифаций. — Истинный Бог просит вас почитать Его, и лишь одного Его.

Бонифаций подошел к маленькой елочке, стоящей неподалеку.

— Пусть это маленькое вечнозеленое дерево, обращенное к небу, напоминает вам о жизни, которую Иисус принес, — сказал он.

Бонифаций срубил маленькую елочку и понес ее к детям. Маленький Асульф, его родители, а также все остальные собрались вокруг, радуясь благой вести, которую Бонифаций принес им о Боге.

Наступило время, когда в каждом доме в Германии собирались люди вокруг елочки, чтобы отпраздновать рождение Христа и Божью вечную любовь.

Канун Рождества 724 года. Месяц ясно освещал деревья, покрытые снегом, разбросав миллиарды алмазов на их ветвях. По не запятнанной белизне медленно продвигалась группа людей. Впереди шел Бонифаций, их главный, прокладывая путь в глубоком снегу. По его следам передвигались по одному его товарищи, пришедшие в Германию. Это были миссионеры.

— Не пора ли разбить лагерь на ночь? — спросил один из них. Они все остановились, чтобы перевести дыхание.

— Нет, — ответил Бонифаций. — Нынешней ночью нас ждет важная работа. Ведь сегодня праздник, и люди, живущие в лесу, соберутся у громадного дуба для поклонения своему богу — Тору. Они совершат жертвоприношения. Нам надо добраться туда, чтобы сломить злую силу, которую этот бог имеет над ними.

Небольшая группа людей заторопилась вперед по глубокому снегу. Наконец, они увидели отблески красного зарева. Перед огромным дубом пылал костер. Подойдя поближе, они увидели большое сборище людей, сидящих полукругом у костра. В благоговении перед своим богом их лица были обращены к священному дубу. Эти люди были одеты в белоснежную одежду. Нечто особенно важное должно было произойти.

Бонифаций и его друзья осторожно подошли поближе. Шаман в длинной рясе стоял перед собравшимися людьми с поднятыми вверх руками.

— Этой ночью умирает солнце, — нараспев монотонно повторял он. — Это время тьмы. Тор, бог грома и войны, живущий в этом дубе, показывает, что он зол на нас. Наш урожай погиб. Волки растерзали наших овец. Враги разгромили нас в битве. Мы должны вновь напитать кровью корневища священного дерева Тора.

Приглушенный гул одобрения пронесся в толпе.

Шаман поднял голову и воскликнул:

— Тор требует от вас в жертву самое лучшее, самое дорогое.

Он прошел к месту, где, собравшись у огня, сидели дети. Шаман возложил руки на голову маленького Асульфа, сына вождя племени. Маленький светловолосый малыш, всегда звеневший веселым смехом, был любимцем племени.

— Вот избранник, — сказал шаман. — Он один может избавить вас от греха. Отец и мать Асульфа замерли в ужасе, а собравшиеся издали звук, подобный вздоху, когда шаман повел маленького принца Асульфа к большому камню перед костром.

Бонифаций и его друзья стояли за деревьями, следя за происходящим. Бесшумно Бонифаций подошел поближе. Шаман приказал маленькому мальчику стать на колени. Затем он высоко взмахнул молот бога Тора.

Но в тот момент, когда молот опускался на голову мальчика, Бонифаций схватил его сзади.

— Нет! — закричал Бонифаций. — Нет, эта жертва бессмысленна! Бог неба и земли не зол на вас и послал Своего Сына умереть за вас! И Он хочет вам что-то сказать.

Люди вскочили. Некоторые из них так разозлились, что хотели убить Бонифация за то, что он прервал жертвоприношение. Другие же были вне себя от радости, что их маленький принц был спасен.

Вождь племени прекратил шум.

— Какое слово хотел сказать нам Бог, о Котором ты только что упомянул? — спросил он у Бонифация.

— Это слово — любовь, — ответил Бонифаций. — Иисус, Сын Бога, родился этой ночью, чтобы стать Спасителем всего мира. Силы зла сломлены. У Тора нет власти.

Бонифаций указал на огромный дуб.

— Вы говорите, что это дерево Тора, — сказал он. — Посмотрите, сможет ли он защитить его?

Бонифаций знаком показал своим помощникам. Они быстро вышли вперед со своими топорами и стали отсекать куски старого дуба. Люди испугались. Шаман что-то сердито бормотал: «Могущественный бог Тор, без сомнения, сразит этих людей за то, что они ломают его дерево».

Но ничего этого не случилось. Ничто не нарушило тишины леса, кроме стука топоров. Наконец, могучее дерево свалилось на землю.

— Ваш бог мертв! — воскликнул Бонифаций. — Истинный Бог просит вас почитать Его, и лишь одного Его.

Бонифаций подошел к маленькой елочке, стоящей неподалеку.

— Пусть это маленькое вечнозеленое дерево, обращенное к небу, напоминает вам о жизни, которую Иисус принес, — сказал он.

Бонифаций срубил маленькую елочку и понес ее к детям. Маленький Асульф, его родители, а также все остальные собрались вокруг, радуясь благой вести, которую Бонифаций принес им о Боге.

Наступило время, когда в каждом доме в Германии собирались люди вокруг елочки, чтобы отпраздновать рождение Христа и Божью вечную любовь.

Общество евангелизации детей

Мелкумян И.Г.

Желающие послужить церкви, могут связаться с церковным советом